1 августа, 2022
Депутат Госдумы от Якутии Галина Данчикова приняла участие в заседании Экспертной группы Минвостокразвития России под председательством первого заместителя министра Гаджимагомеда Гусейнова. Обсуждался проект федерального закона о северном завозе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов, подготовленный профильным министерством.
О том, что северному завозу требуется законодательная основа, первой заявила Якутия. В период работы Госдумы седьмого созыва главой региона Айсеном Николаевым была создана рабочая группа во главе с первым вице-премьером РС(Я) – в то время Алексеем Колодезниковым и депутатом Госдумы Галиной Данчиковой. Сначала были разработаны предложения по острым вопросам северного завоза, затем проект федерального закона, которые направили на рассмотрение в Минвостокразвития РФ.
Многое из того, что Якутия предлагала, федеральное ведомство учло концептуально при разработке своего проекта закона о северном завозе. Актуальность его принятия с каждым днем нарастает. И этому есть объяснение. С введением недружественными странами огромного количества санкций против России нужно иметь стратегический запас грузов для жизнеобеспечения населения удаленных и труднодоступных северных регионов. Его планируют создавать и поддерживать через транспортно-логистические центры и опорные пункты, куда в плановом порядке операторы будут поставлять все, что требуется людям, которые живут на побережье северных рек и морей в России.
И тогда, когда Якутия разрабатывала свои предложения, и сейчас, когда они приобретают законодательные очертания, вопрос стоит о гарантированном завозе грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Прежде всего, продовольствия не только в полном объеме, но и необходимом ассортименте, а он достаточно большой. Причем по доступным, что очень важно, для населения ценам. А это возможно только при федеральной государственной поддержке и через Северный морской путь, который короче и дешевле других транспортных коридоров. Перспективы круглогодичной навигации по СМП Минвостокразвития России прорабатывает параллельно.
Галина Данчикова сообщила, что эксперты обменялись своим видением по всем направлениям закона, который должен обеспечить их правовое регулирование, наладить государственный учет и отчетность в этой области. Закон позволит скоординировать поставки, обозначить федерального координатора, полномочия и зону ответственности всех участников – а это региональные и муниципальные органы власти, урегулировать между ними отношения, гарантировать плановое поступление грузов в Арктику и северные территории.
По мнению Президента страны Владимира Путина, в ближайшие десятилетия Россия будет прирастать именно Арктикой и северными территориями. Глава государства оценивает их как наше будущее, с точки зрения, добычи полезных ископаемых в перспективе. А это еще одно убедительное подтверждение того, что проект закона о северном завозе, который стоит на федеральной повестке, необходимо принимать как можно быстрее.