Главная Новости В ЯКУТИИ ОБСУДИЛИ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

В ЯКУТИИ ОБСУДИЛИ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

18 апреля, 2023

Законодательное обеспечение развития распределенной энергетики в изолированных и труднодоступных территориях Якутии обсуждены на «круглом столе» в рамках выездного заседания Комитета Государственной Думы по энергетике под председательством Павла Завального. В его работе участвовала парламентарий от Якутии, член Комитета по бюджету и налогам Галина Данчикова.
Отрадно, что площадкой для обсуждения важной темы выбрана наша республика, где развитие энергетики в децентрализованной зоне энергоснабжения в силу значительных расстояний между населенными пунктами, географических и климатических особенностей идет по особому пути, сказал Глава Якутии Айсен Николаев.

В качестве распределенной энергетики республика поддерживает приоритетное использование альтернативных источников энергии и создает для этого благоприятные условия нашим партнерам и коллегам для развития и взаимовыгодного сотрудничества, отметил Ил Дархан. Огромный вклад в развитие возобновляемой энергетики в регионе внесли предприятия электроэнергетики — ПАО «РусГидро», ПАО «Якутскэнерго» и АО «Сахаэнерго». На сегодня в регионе функционируют 28 источников солнечной генерации и 1 объект ветровой генерации.
Сегодня мы имеем все возможности, технологии и ресурсы для использования огромного потенциала возобновляемой энергетики.
С 2021 года компанией ПАО «РусГидро» совместно с инвесторами реализованы 6 пилотных объектов модернизации – гибридные энергокомплексы (ДЭС + СЭС) введены в Момском и Верхоянском районах. До конца 2024 года будут сооружены еще 66 гибридных энергокомплексов, сказал Айсен Николаев.
Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный отметил, что для обстоятельного разговора Якутия выбрана не случайно. Электроэнергетика республики включает в себя зоны и централизованного, и децентрализованного энергоснабжения. Централизованным электроснабжением охвачено 36% территории, где проживает 85 % населения. Зона действия автономной энергетики охватывает площадь 2,2 млн. кв.км (64%) с 15% проживающего в республике населения.
В границах России расположено большое количество технологически изолированных и труднодоступных территорий (ИТТ), не охваченных централизованным электроснабжением. Большая их часть приходится на территорию Арктики, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, в том числе: отдельные районы Республики Саха (Якутия) и Республики Карелия, Мурманской, Архангельской, Магаданской, Амурской и Сахалинской областей, Камчатского края, Чукотского АО,  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого АО.
По данным Аналитического центра при Правительстве РФ общее количество локальных объектов генерации составляет 712 единиц суммарной установленной мощности 823 МВт. При этом около 63% (525 МВт) установленной мощности объектов генерации в ИТТ сосредоточено в четырех регионах: Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Красноярский край и Ямало-Ненецкий АО.
 Энергетический комплекс в ИТТ характеризуется слабым уровнем развития инфраструктуры, удаленностью от топливных баз, высоким износом основных фондов, недостаточностью источников финансирования для проведения модернизации, высоким уровнем перекрестного субсидирования, низкой обеспеченностью местными видами топлива и его высокими удельными расходами.
Другой значимой проблемой для ИТТ являются высокие производственные издержки и себестоимость производимой электроэнергии. При этом покрытие высоких тарифов не ложится в полном объеме на потребителей и представляет собой перекрестное субсидирование.Его объем для технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем ДФО составляет в среднем 20 млрд. рублей в год. Для снижения перекрестного субсидирования необходима минимизация потребления дорогого дизельного топлива, а также модернизация действующих объектов локальной генерации.
Распределённая генерация характеризуется малыми сроками ввода и окупаемости мощностей, более гибко реагирует на спрос, чувствительна к появлению новых технологий, поэтому имеет большой  потенциал для обеспечения энергоснабжения ИТТ Дальнего Востока и Арктики,  снижения стоимости электроэнергии и объема перекрестного субсидирования.
«У Республики Саха (Якутия) есть значительный опыт реализации проектов малой и распределенной энергетики в труднодоступных и изолированных территориях, в том числе,  с использованием ВИЭ.
Наша задача сегодня – проанализировать этот опыт, обсудить необходимое для повышения эффективности проектов распределенной энергетики совершенствование законодательства, подготовить содержательные рекомендации в адрес профильных органов власти», сказал Павел Завальный.
Директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов отметил, что задача развития распределенной генерации в удаленных и изолированных энергорайонах получила отражение в целом ряде стратегических документов, таких как Доктрина национальной энергетической безопасности, Указ Президента РФ, Энергостратегия, распоряжения и постановления Правительства РФ.
Во исполнение Перечня поручений Президента РФ по итогам Восточного экономического форума 2021года Минэнерго и Минвостокразвития России совместно с ПАО «РусГидро», ВЭБ.РФ и другими подготовлен проект программы модернизации объектов локальной генерации на территории ДФО. В него отобрано 270 объектов неэффективной дизельной генерации общей мощностью 477 МВт. В качестве первого этапа реализации Программы предлагается выделить 80 объектов дизельной генерации на территории Республики Саха (Якутия) и Камчатского края с периодом окупаемости до 15 лет. Предварительная мощность новых ДЭС, ВИЭ и СНЭ составит соответственно 100 МВт, 33 МВт и 15 МВт.
Привлечение частных инвестиций подразумевается осуществить на основе энергосервисного договора с учетом предоставления заемного финансирования по субсидируемой ставке и возможных налоговых преференций.
В программе также предложены меры государственной поддержки, повышающие инвестиционную привлекательность проектов. Сейчас проект Программы проходит согласование в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, и планируется к принятию в текущем году.
По словам заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС Сергея Дудкина, Правительством РФ уже реализован ряд мер, направленных на стабильное долгосрочное тарифное регулирование деятельности по производству электрической энергии.
Нормативными документами в течение пяти лет предусмотрена возможность сохранения достигнутой экономии расходов на топливо, связанной со сменой видов и марки основного и резервного топлива на генерирующих объектах, а также с использованием возобновляемых источников энергии, в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.
Это позволило модернизировать значительное количество объектов, львиная доля которых – порядка 60% — находятся в Якутии.
Идёт постоянное совершенствование нормативной базы тарифного регулирования для повышения инвестиционной привлекательности проектов малой распределенной генерации, развития института договоров государственно-частного партнерства.
Об основных изменениях законодательства об электроэнергетике  планирования ее перспективного развития и оперативно-диспетчерского управления в изолированных энергосистемах рассказал генеральный директор Филиала АО «СО ЕЭС» ОДУ Востока Виталий Сунгуров. С 1 января 2024 года начнет работать закон о перспективном планировании в электроэнергетике, которым  вводится централизация функций оперативно-диспетчерского управления энергосистемой по всей стране, включая энергосистемы ИТТ.
Это даст единые подходы не только к оперативному управлению, но и к развитию и перспективному планированию энергосистем внедрению современных технологий, технологическому присоединению.
Новая система перспективного планирования в электроэнергетике будет двухуровневой с дальним, до 18 лет, горизонтом планирования.
Важно наладить как можно более эффективное взаимодействие между СО ЕЭС и регионами по реализации соответствующих Генсхем.
Руководитель направления по энергетике и ЖКХ АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» Максим Губанов рассказал о разработке механизма государственной поддержки инвестиционных проектов по развитию локальной энергетики в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики.
На сегодня основными проблемами, тормозящими развитие локальной энергетики в ИТТ являются отсутствие инвестиционной привлекательности модернизации проектов на таких территориях и недостаточность механизмов целевой государственной поддержки. Нужны именно системные меры.
АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» разработана Дорожная карта по реализации «Концепции привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в удалённых и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики».
Документ предусматривает создание государственной системы управления развитием локальной энергетики, инструментов государственной поддержки частных инвестиций, источников федерального софинансирования и механизмов доведения финансирования до конкретных проектов. Это должно обеспечить оптимизацию расходов бюджетной системы на «северный завоз» топлива, снижение межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике и повышение энергоэффективности экономики макрорегиона.
Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев выступил с докладом «Обеспечение надежности электроснабжения и проблемные вопросы в тарифах на электроэнергию в Республике Саха (Якутия)». Энергосистема Якутии делится на централизованную, в 2019 присоединенную к ЕЭС России, и децентрализованную. Ввиду огромной протяженности территории и суровых климатических условий, обе части  системы испытывают значительные нагрузки.
В централизованной зоне протяженность линий электропередач различного класса напряжения составляет порядка 30 тысяч километров.  При этом низкая плотность населения и сложная логистика ощутимо влияют на затраты по содержанию сетевого комплекса республики – они значительно выше, чем в европейской части страны. Большая часть сетей построена в 70-е годы прошлого века, в связи с чем отмечается устойчивая динамика их старения. Как следствие, на объектах электроснабжения наблюдается ежегодное увеличение технологических нарушений.
Для стабильного электроснабжения на объектах электросетевого комплекса в республике сформирована программа повышения надежности электросетевого хозяйства. Айсен Николаев предложил рекомендовать Минэнерго России включить эту программу  в федеральную программу мер поддержки. Он пояснил, что данное предложение объясняется ещё и тем, что имеется проблема недостаточности тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Поэтому реализация программы только за счет тарифного источника невозможна, а ремонтировать сети нужно уже сегодня.
В части развития электроэнергетики децентрализованной зоны Айсен Николаев обратил внимание участников круглого стола на проекты, осуществляемые с ПАО «РусГидро», по модернизации дизельной генерации на основе гибридных энергокомплексов, включающих дизельную и солнечную генерацию с накопителями энергии. Проекты реализуются на основе энергосервисных контрактов. Уже введены в работу 6 пилотных проектов, в т.ч. в 2022 году – 5. Всего планируется к реализации 72  проекта.
«Хотел бы остановиться на проекте строительства атомной станции малой мощности в п.Усть-Куйга на базе реакторной установки РИТМ-200 мощностью 55 МВт, которую осуществляет концерн «Росатом». Это новый уникальный проект не только для Якутии и России, но и в мировом масштабе. До сегодняшнего дня стационарные атомные станции такой мощности нигде в мире еще не строились, это будет референтный блок.  «Комплексный план по созданию Кючусского кластера месторождений твердых полезных ископаемых с использованием электроэнергии от мощностей атомной станции малой мощности»  находится на стадии утверждения в федеральных органах власти.
Это первый комплексный проект в Арктической зоне республики после распада Советского Союза. Его реализация потребует и законодательной поддержки, внесение изменений в нормативно-правовое регулирование. В настоящее время эти моменты тоже прорабатываются. Надеемся на плодотворное сотрудничество в этом с Комитетом по энергетике Государственной Думы», — заявил Глава Республики Саха (Якутия).
Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что реализация проектов модернизации распределенной генерации в территориях, где отсутствуют планы по сооружению крупных промышленных объектов, должна предполагать создание льгот инвесторам, направленных на обеспечение окупаемости проекта в условиях, когда такая окупаемость из рыночных источников ограничена. К числу таких мер поддержки можно отнести предоставление региональных налоговых льгот, выделение инфраструктурных кредитов, распространение на населенные пункты, где проходит модернизация, правового режима, аналогичного территориям опережающего социально-экономического развития.
Также важным инструментом поддержки является максимальное сокращение сроков административных процедур и выдачи разрешительных документов.
Участники «круглого стола» высоко оценили потенциал использования ВИЭ-генерации в ИТТ, при этом отмечая, что дальнейшее развитие отрасли должно быть основано на стимулировании локализации промышленного производства отечественного энергооборудования на базе ВИЭ; совершенствовании механизмов стимулирования развития возобновляемой энергетики, стимулировании добровольного спроса на электроэнергию, выработанную на ВИЭ,  снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду.
В проекте резолюции Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Правительству РФ ускорить принятие и реализацию мероприятий, заложенных в Программе модернизации объектов локальной генерации на территории Дальневосточного федерального округа. А также ускорить подготовку и внесение в Госдуму проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части заключения двусторонних договоров купли – продажи электрической энергии (мощности) в рамках реализации механизма «бери или плати» и предоставления права заключения нерегулируемых двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии (мощности) на территориях, не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными электроэнергетическими системами, без установления предельных уровней тарифов.
Также Комитет будет рекомендовать Министерству финансов РФ совместно с Министерством экономического развития РФ рассмотреть возможность:
— субсидирования не менее 20% суммарных затрат по проекту для компенсации инвесторам части затрат на модернизацию технологической инфраструктуры, неразрывно связанной с генерирующим объектом в рамках комплексных проектов модернизации на изолированных и труднодоступных территориях (здания и сооружения, пожарные резервуары, топливные резервуары, ГСМ инфраструктура, ремонтные мастерские, склады масла и прочее), в том числе в рамках субсидирования инвестиционных проектов в Арктической зоне;
— расширения перечня инструментов по привлечению финансирования энергосервисных проектов на изолированных и труднодоступных территориях, направленных на модернизацию объектов электроэнергетики, в том числе субсидирование государством части процентной ставки по банковским кредитам;
— предоставления налоговых льгот в части освобождения от налога на имущество, снижения ставки налога на прибыль, установления отдельного порядка ускоренной амортизации оборудования при реализации мероприятий по модернизации генерирующих объектов в ИТТ, в том числе с использованием ВИЭ.
Заинтересованным субъектам Федерации рекомендуется  обеспечить разработку региональных программ повышения эффективности локальной генерации в ИТТ; провести в 2023 и последующих годах конкурсные отборы проектов сооружения распределенной генерации на основе использования ВИЭ-генерации на розничных рынках электроэнергии;  проработать вопрос софинансирования из средств региональных бюджетов программ по модернизации объектов распределенной генерации на удаленных и изолированных территориях, а также сокращения ставок региональных налогов, в том числе посредством распространения правового режима, аналогичного правовому режиму территорий опережающего социально-экономического развития.

Источник: сайт Комитета Госдумы РФ по энергетике.