Главная Новости Пять принципов национальной системы высшего образования

Пять принципов национальной системы высшего образования

28 июня, 2022

В Госдуме под председательством спикера Вячеслава Володина прошли большие парламентские слушания по вопросам развития системы высшего отечественного образования.

На каких принципах она будет строится, участникам слушаний рассказал руководитель Минобрнауки Валерий Фальков.  Министр сообщил, что   осенью будет представлен комплекс мер по переходу от Болонской системы к национальной системе высшего образования.

Первый принцип — достижение национальных целей. Сегодня это технологический суверенитет.

Второй принцип – расширение образовательного, научного, технологического сотрудничества со всеми, кто в этом заинтересован.

Еще один принцип — правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки. «Без фундаментальности высшее образование превращается в подготовку исполнителей и потребителей, тех, кто работает по уже существующим технологиям, кто способен только пользоваться чужими решениями, касается ли это инженеров или менеджеров. А нам нужны творцы!» — подчеркнул министр.

Принцип четвертый — это гибкость. То есть у каждого студента будет возможность оперативно изменить свой маршрут в соответствии с собственными запросами и ожиданиями рынка труда.

Пятый принцип — практичность: проектная деятельность студентов будет обязательной частью образовательных программ.

Немаловажно, что большое внимание в национальной системе высшего образования предлагается уделять  воспитанию молодежи, отметила Галина Данчикова. Главное – это уважение к истории родной страны, культуре и ее богатым традициям. По мнению спикера Госдумы Вячеслава Володина, недопустимо, когда люди, занимая государственные должности, начинают использовать свое рабочее место для пропаганды в интересах других государств.

Еще одно предложение Вячеслава Володина — пересмотреть систему повышения квалификации и аттестации специалистов, в том числе медиков. Этим, по его мнению, должны заниматься ведущие вузы страны, а не небольшие частные конторы, как это происходит сегодня.

Новые траектории развития высшего образования в России  предложил рассмотреть  Президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Одна из них —  специалитет на пять–шесть лет с получением одной или двух квалификаций. По его менению этот вариант  приоритетный, поскольку надо готовить специалистов для высокотехнологичных и имеющих государственное значение отраслей.

Вторая —  бакалавр + магистр по интегрированным специальностям. Это целесообразно также для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки.

В ходе слушаний свои позиции представили лидеры фракций. Заместитель Председателя Госдумы  от фракции «Единая Россия» Петр Толстой заявил о том, что уже в осеннюю сессию парламентарии могут выйти на принятие законодательных решений, которые меняют принципы высшего образования и образования в целом в нашей стране.

Руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов отметил важность формата больших парламентских слушаний для осмысления проблем и принятия верных решений и достойных законов. Он поблагодарил Вячеслава Володина за инициативу их проведения.

По словам руководителя фракции ЛДПР, Председателя Комитета по международным делам Леонида Слуцкого, у России появился шанс вернуться к лучшей системе образования, которая когда‑либо существовала.

Парламентарий  поддержал предыдущих выступающих, заявив, что при реформировании системы высшего образования необходимо руководствоваться здравым смыслом и интересами России.

Фото с официального портала парламента