Главная Новости  Как сохранить выравнивание энерготарифов на Дальнем Востоке

 Как сохранить выравнивание энерготарифов на Дальнем Востоке

19 декабря, 2022

Какие нужны механизмы, чтобы сохранить выравнивание  энерготарифов на Дальнем Востоке и в Арктической зоне РФ?!

Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев провёл совещание по этому вопросу в Якутске, где позицию республики изложил Глава РС(Я) Айсен Николаев.

Обстоятельному разговору предшествовала большая экспертная работа, проведенная депутатом Госдумы РФ Галиной Данчиковой, участвующей в совещании по видеоконференцсвязи.

Напомним, парламентарий от Якутии   отстаивала настойчиво интересы  региона при принятии Госдумой в декабре 2020 года закона, предусматривающего продление механизма выравнивания энерготарифов на Дальнем Востоке до 2028 года и поэтапное доведение тарифов на электроэнергию до экономически обоснованного уровня для некоторых категорий потребителей. Документ был инициирован правительством РФ, одобрен Советом Федерации и Главой государства.

Внесением изменений в   федеральный Закон  «Об электроэнергетике  в РФ» предлагалось продлить до 1 января 2028 года период регулирования надбавок к цене на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка — производителями электрической энергии (мощности), в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа  планируемых на следующий период регулирования базовых уровней тарифов на электрическую энергию.  Эта норма действовала до 1 января 2021 года.

Предлагалось частично компенсировать стоимость мощности, поставленной с использованием генерирующих объектов тепловых электростанций, модернизированных, реконструированных и построенных на территориях неценовых зон оптового рынка.  Правительство РФ было наделено новыми полномочиями. Например, устанавливать критерии потребителей электрической энергии, в отношении которых на территориях ДФО осуществляется доведение цен на электрическую энергию  до планируемых на следующий период, а также распределять между федеральными органами исполнительной власти полномочия в области госрегулирования и контроля в электроэнергетике.

Как уже говорилось выше, было установлено поэтапное доведение тарифов на электрическую энергию до экономически обоснованного уровня: в течение пяти лет в отношении потребителей, финансирование деятельности которых осуществляется за бюджетный счет, а также организаций жилищно-коммунального хозяйства; в течение трех лет в отношении потребителей, осуществляющих деятельность в области ТЭК и драгоценных камней и металлов.

Проводя совещание, полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев подчеркнул, что действующий механизм  выравнивания тарифов позволяет компенсировать разницу между экономически обоснованным уровнем и базовым (среднероссийским) уровнем тарифов для потребителей ДФО за счёт надбавки к тарифам для потребителей субъектов, не входящих в Дальневосточный федеральный округ.  Но в 2022 году в механизм выравнивания тарифов стали вноситься изменения. Другими словами, началось поэтапное снижение субсидий потребителям, в том числе организациям ЖКХ. Это повлекло за собой значительное увеличение расходов региональных бюджетов. В противном случае,  рост энерготарифов стал бы выше базовых значений.

«Правительством России было принято компромиссное решение:  исключить из механизма выравнивания высокорентабельные организации, поэтапно снизить субсидию на выравнивание тарифов для организаций бюджетной сферы и ЖКХ, предусмотрев финансовую поддержку регионам из федерального бюджета. Сейчас мы проверяем, как проводится компенсация дополнительных расходов бюджетной сферы Якутии, потому что мнения разошлись», – отметил Юрий Трутнев.

В Якутии – самом крупном дальневосточном и российском регионе – зафиксировано наибольшее увеличение расходов. С 2019 года на механизме выравнивания тарифов осталась только изолированная часть энергетики Якутии, в основном представленная дизельными станциями в арктических улусах с высокой себестоимостью выработки электрической энергии. С 2021 года началось снижение субвенций, под которое попали промышленные предприятия и бюджетные организации. Дополнительные расходы, связанные с поэтапным ростом тарифов для бюджетных потребителей и сферы ЖКХ, возникли в бюджете Якутии на 2023 год из-за изменений в федеральном законе «Об электроэнергетике» и в подзаконном акте Правительства РФ. Новое расходное обязательство появилось и на финансирование межтарифной разницы на электроэнергию для населения изолированной зоны энергоснабжения.

«В прошлом году по итогам работы с Минвостокразвития России и ФАС России мы подтвердили дефицит средств на эти цели в размере 1,2 млрд рублей. При этом в 2023 году эта сумма уже становится 3,6 млрд рублей, а в 2024 году 4,6 млрд рублей», – обратил внимание участников совещания на рост бюджетных обязательств Якутии глава региона Айсен Николаев.

Обсуждалось оказание дополнительной финансовой поддержки предприятиям (включая резидентов преференциальных режимов), имеющим важное социально-экономическое значение для дальневосточных и арктических регионов.

На Дальнем Востоке экономически обоснованные тарифы на электроэнергию, превышающие среднероссийский уровень, снижаются за счёт надбавки к цене на мощность, оплачиваемую на оптовом рынке электроэнергии и мощности потребителями европейской и сибирской частей страны. В 2020 году Федеральным законом от 29.12.2020 № 480-ФЗ действие механизма поддержки за счёт надбавки для отдельных категорий потребителей было продлено до 31 декабря 2027 года с учётом поэтапного её снижения. Постановлением Правительства России от 26.11.2021 № 2062 утверждены критерии потребителей, для которых снижаются тарифы, а также предусмотрено поэтапное сокращение поддержки за счет надбавки для бюджетных организаций и организаций ЖКХ в течение пяти лет с замещением указанных средств бюджетным финансированием, а также для организаций топливно-энергетического комплекса и компаний отраслей добычи драгоценных камней и металлов течение трёх лет.

Выравнивание тарифов осуществляется на территориях Камчатского края, Магаданской и Сахалинской области, Чукотского АО, а также на изолированных территориях Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Приморского и Хабаровского краев. Минфин России утвердил объём поддержки для организаций, финансируемых из бюджетной системы для Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Магаданской и Сахалинской областей, Чукотского АО.

По итогам совещания Юрий Трутнев поручил Минфину, ФАС, Минэнерго, Минэкономразвития, Минвостокразвития страны, Правительству РС(Я) совместно с ПАО «РусГидро»  проанализировать с точки зрения обоснованности дополнительные расходы бюджетов субъектов Дальневосточного федерального округа, связанные с изменением механизма выравнивания тарифов. После чего, представить доклад в Правительство России с предложением по их компенсации за счет федерального бюджета.  Заинтересованные министерства и ведомства должны проанализировать и рост экономически обоснованных тарифов на электроэнергию в случае создания и перехода крупных потребителей на собственные энергогенерирующие мощности.

 Источник: Пресс-служба Главы РС(Я) и Правительства РС(Я)