Главная Новости КАК ПОВЫСИТЬ ПРЕСТИЖ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

КАК ПОВЫСИТЬ ПРЕСТИЖ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ

27 ноября, 2024

27 ноября в Государственной Думе парламентарии обсудили с Правительством РФ роль системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства

В рамках «правительственного часа» были затронуты темы высокой коммерциализации среднего профессионального образования, состояние учебных зданий, общежитий, уровень материально-технической базы учреждений СПО и другие вопросы.

В обсуждении актуальной темы приняли участие профильные министры, заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, профильные министры Антон Котяков и Сергей Кравцов.Также в дискуссии участвовали представители непарламентских партий, в режиме ВКС представители законодательной и исполнительной власти 89 субъектов Российской Федерации.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин акцентировал внимание на ключевых проблемах в сфере профессионального технического образования, решение которых необходимо для преодоления дефицита кадров рабочих специальностей. Среди них коммерциализация СПО, фактическое отсутствие начального профессионального образования, несоответствие учебных программ реальным запросам рынка.

«От качества подготовки квалифицированных рабочих кадров во многом зависят развитие экономики и технологический суверенитет нашей страны»,— подчеркнул Вячеслав Володин.

Володин отметил, что  «главный вопрос сегодня — сделать все для того, чтобы повысить престиж подготовки рабочих в профессии«.  По мнению спикера, основной бич СПО  — это платность обучения, которая сегодня свыше 40 % в среднем, а по некоторым регионам она зашкаливает. А также  отсутствие достойной материально-технической лабораторной базы и преподавателей.

Министр труда и социальной защиты Антон Котяков в своем выступлении подчеркнул, что российскую систему образования планируется перестроить под те потребности, которые есть на рынке труда. «Запущена программа переподготовки и повышения квалификации уже имеющихся работников», — отметил министр.

По его словам, также есть возможность проводить переобучение работников, которые хотят перейти на дефицитные профессии — таких в России 150. При этом, чтобы повысить эффективность подготовки и справиться с кадровым дефицитом, заключают трехсторонний договор между соискателем, работодателем и образовательными организациями.

Также Антон Котяков отметил рост дефицита квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. «Всего за несколько лет количество вакансий на одного безработного по квалифицированным рабочим специальностям возросло в 2,5 раза», — сказал он. По словам министра, кадровая потребность до 2030 года составляет не менее 2,4 млн человек. При этом число вакансий по операторам машинного оборудования на одного безработного выросло в два раза.

Также он сообщил: «Результаты мониторинга показывают, что в год выпуска уровень трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования составляет 53 %, на второй год после выпуска — 68,5 %. Мы ставим для себя в качестве целевого показателя трудоустройство специалистов на уровне 80–85 %». 

К 2030 году в колледжах планируют подготовить 2 млн специалистов, сообщил депутатам министр просвещения Сергей Кравцов. По его словам, обновлены 500 образовательных стандартов и пересмотрен перечень профессий и специальностей вместе с отраслями и предприятиями, не обновлявшийся с 2013 года. «Появились новые профессии с учетом потребностей рынка труда — моделирование в строительстве, биотехнологии в пищевой промышленности, безопасность на акватории и другие», — сказал Сергей Кравцов.

При этом структура приема была изменена в пользу технических профессий. В 2019 году доля таких специальностей при приеме в колледжи составляла 47 %, а в 2024 году — уже 56 %. Сокращены контрольные цифры приема на экономику и право.

По словам министра,   принимаемые меры направлены на решение поставленной Президентом страны задачи по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, машиностроение, металлургия, электронная промышленность, атомная отрасль, робототехника. «К 2028 году мы рассчитываем подготовить 1,3 млн специалистов, а к 2030 году — уже 2 млн», — сказал он., сообщается на официальном портале парламента.

Фото с сайта Государственной Думы РФ.