16 августа, 2023
Он был принят Госдумой летом нынешнего года, а в конце июля одобрен Советом Федерации.
Рассказывая об этом «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова отметила, что с нового учебного года в обязанности школьников могут войти уборка класса, посадка деревьев на пришкольном участке или уход за воинскими мемориалами. Это позволяют сделать поправки в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», касающиеся трудового воспитания школьников, отметила она.
Трудовое воспитание в школе сейчас ограничено уроками технологии. Это прежние уроки труда, но с инновационным наполнением: элементами робототехники, моделирования и так далее. Такие знания детям, безусловно, нужны. Но детям нужны и бытовые навыки. Именно об этом наш закон, считает Казакова.
Речь идет не о новом отдельном уроке, а обо всей деятельности, в которую ребенок вовлечен в школе. Это касается и самообслуживания: бросил бумажку — поднял бумажку, разбросал инвентарь в спортивном зале — убрал за собой. То же самое в столовой, чтобы у детей выработалась привычка соблюдать чистоту там, где они находятся. Это же касается и общественно полезного труда, когда ребенок делает что-то не для себя, а для всего коллектива. Например, помогает в подготовке актового зала к мероприятию, уборке класса. Но, конечно, ни о какой работе у директора на даче, чего многие боятся, речи не идет, заверила депутат.
Все эти действия запишут в федеральной программе воспитания, которую разработает Министерство просвещения. То есть привлекать детей к общественно полезному труду будут не как попало и не кто как придумает, а в соответствии с программой. И мы очень четко прописали это в законе.
Программу могут корректировать регионы, например, с учетом климатических условий, или отдельные школы, потому что где-то есть пришкольный участок, а где-то его нет.
Очень бы хотелось, чтобы в программе появились пункты о шефстве над воинскими мемориалами, над памятниками, над вечными огнями в своем городе. Такая работа школьникам точно по силам. К тому же это яркий пример воспитательной работы, так как мы все же говорим о трудовом воспитании.
Депутат от Якутии, член фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ» Галина Данчикова такой подход разработчиков закона о трудовом воспитании школьников разделяет.
Регионы, особенно северные, ориентируясь на федеральные рекомендации, исходя из существующих реалий жизни, должны сами решать, чем наполнить программу воспитания детей в школах и как ее реализовывать, считает парламентарий, член думского Комитета по бюджету и налогам Данчикова.