Главная Новости СФЕРА ЖКХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

СФЕРА ЖКХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

23 октября, 2024

О состоянии коммунальной инфраструктуры и повышении качества оказываемых жилищно-коммунальных услуг говорили  в Госдуме  в среду, 23 октября, в рамках «правительственного часа».

Перед депутатами выступили министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин, заместитель министра энергетики Евгений Грабчак. В  обсуждении вопросов развития сферы ЖКХ принял участие заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин. К дискуссии по видеоконференцсвязи были подключены представители органов власти 81 субъекта.

О парламентском контроле за тарифообразованием заявил, открывая «правчас» спикер Госдумы Вячеслав Володин.

«В последнее время начинают вбрасывать тему, что Дума утверждает тарифы. Дума никогда никакие тарифы не утверждала и не утверждает. Тарифообразованием занимаются федеральные органы — это ФАС, регионы и их энергетические комиссии. Но эта тема должна быть под контролем парламента. Мы должны тоже с вами брать, и изучать, и смотреть с точки зрения: а какой рост тарифов, а почему, обоснован он или нет. Но это компетенция исполнительной власти», – сказал  Володин и призвал регионы РФ не уходить от ответственности за решение проблем в сфере ЖКХ.

«ЖКХ — сфера, которая относится к компетенции и ответственности органов местной власти и регионов, но учитывая огромное количество жалоб и нареканий на работу теплоснабжающих организаций, водообеспечения в регионах, мы с вами договорились обсудить этот вопрос в рамках «правительственного часа», предложив Правительству РФ выработать свои предложения», – отметил он.

«Правильно будет еще раз подчеркнуть, чтобы и наши коллеги — законодатели в регионах, и руководители исполнительных органов власти, органов местного самоуправления понимали, что это их ответственность», – подчеркнул Председатель Госдумы.

ПРИВЕСТИ СФЕРУ В ПОРЯДОК

«Мы много говорим сегодня про строительство жилья. Если мы не наведем порядок в коммуналке, никакого жилья у нас не будет», — отметил заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин.

Он обратил внимание на необходимость уточнения в законодательстве понятие «мастер-план». По его словам, от этого напрямую зависит и развитие ЖКХ. «Если мы сегодня на наши старые генеральные планы, которые не соответствуют действительности, начнем делать модернизацию коммунальной инфраструктуры, мы часть денег просто потеряем», — считает Марат Хуснуллин.

«Нам надо до конца года принять упрощенный вариант мастер-плана, принять упрощенный вариант сетей, в которых мы должны ключевой вопрос ответить: в каждом населенном пункте сколько живет сегодня человек, сколько работает, сколько будет к 2030, сколько к 2036 году жить», — добавил вице-премьер.

Также Марат Хуснуллин выступил за ужесточение наказания за преступления, связанные со сферой ЖКХ. «Почему когда кошелек у человека украли, неважно сколько в нем, три тысячи или пять, — это уголовное дело, а когда у бабушки или пенсионера украли тонны воды, почему они должны платить за это? Почему за это административное наказание? Давайте меры контроля усилим», — сказал он.

Вячеслав Володин обратил внимание на проблему работы управляющих компаний.

«Люди обращаются, зачастую став заложниками управляющих компаний. Поменять не могут, необоснованные тарифы, плата за услугу. Но если даже удается отказаться от управляющих компаний, нет достойной замены. В случае, если  управляющая компания не работает, идет замещение на государственное бюджетное учреждение, нам может быть посмотреть такие подходы в регионах. И там, где складываются такие ситуации, чтобы можно было заместить управляющие компании, муниципальные, государственные. Давайте этот вопрос вынесем для рассмотрения в приоритетном порядке с тем, чтобы закон был принят буквально до конца текущего года», — предложил Володин.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ  ФИНАНСИРОВАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ

Председатель Госдумы также напомнил, что Президентом страны задача поддержки и модернизации отрасли жилищно-коммунального хозяйства определена как одна из приоритетных. «Поручения Президента должны исполняться. Тогда будет результат», – подчеркнул он.

Вячеслав Володин предложил направить половину средств, сэкономленных от списанных бюджетных кредитов, в регионы на модернизацию ЖКХ. «Мы с вами должны посмотреть и вопросы, связанные с инвестированием в эту сферу. Если более триллиона освобождается и есть возможность выделить средства, – приоритет модернизации ЖКХ», – добавил он.

Соответствующее поручение проработать данный вопрос ко второму чтению проекта федерального бюджета на 2025–2027 года дано Председателю Комитета по бюджету и налогам Андрею Макарову.

РАЗВИТИЕ И НАДЛЕЖАЩЕЕ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

О ситуации в отрасли жилищно-коммунального хозяйства рассказал министр Ирек Файзуллин. В частности, он сообщил депутатам, что подготовка к отопительному сезону полностью завершена. В Курской, Брянской и Белгородской областях она находится под особым контролем, уточнил глава Минстроя.

Кроме того, Ирек Файзуллин предложил внедрять в регионах цифровые решения в сфере ЖКХ для обеспечения комплексной модернизации отрасли. «Требуется создать единую платформу учета ресурсов, а также внедрить повсеместное использование умных счетчиков», — сказал он.

Ирек Файзуллин добавил, что основными документами в коммунальном хозяйстве являются схемы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. По его словам, от их уровня проработанности напрямую зависит эффективность работы системы. «Минстроем подготовлен законопроект по ежегодной актуализации схем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, а также передача полномочий по их утверждению на уровне региона. Важно синхронизировать мероприятие схем с генеральными планами, которые, в свою очередь, должны учитывать корректный прогноз демографических показателей», — сообщил он.

Глава Минстроя также заявил о необходимости исключить создание избыточных мощностей, а также пересмотреть подходы к резервированию потребителей мощностей, потому что очень часто они остаются невостребованными.

Кроме того, министр строительства и ЖКХ рассказал в ходе «правительственного часа», что более 40 % коммунальных сетей в нашей стране нуждаются в замене. «Порядка 43 % сетей в настоящее время нуждаются в замене, — отметил он. — Следствием высокого износа является аварийность».

На решение этих задач направлен федеральный проект «Модернизация коммунальной инфраструктуры», который будет включать в себя все действующие и планируемые меры поддержки. «Регионам предстоит большая работа для того, чтобы обеспечить сбалансированность всех источников финансирования, чтобы сформировать источники для замены сетей», — сказал Ирек Файзуллин.

Запасы топлива в регионах РФ перед отопительным сезоном выше нормативов, паспорта готовности будут выданы к середине ноября, заявил замминистра энергетики Евгений Грабчак.

По его словам, каждый регион провел противоаварийные тренировки для оценки адекватности и реалистичности планов реагирования на возможные аварийные ситуации. «К устранению нарушений готовы более 23 тыс. аварийно-восстановительных бригад, оснащенных необходимой техникой и материалами. Запасы топлива уже сформированы выше установленных нормативов, в том числе в рамках северного завоза. Завершается реализация годовых планов инвестиционных ремонтных программ», — отметил он.

«В сфере теплоснабжения предлагаем по аналогии с электросетями ввести институт системообразующей единой теплоснабжающей организации, отвечающей за эксплуатацию бесхозяйных сетей и оказывающей содействие в устранении аварий даже не на своих сетях», – сказал Евгений Грабчак. Сейчас подобный институт действует в электросетевом комплексе.

Председатель Комитета по контролю Олег Морозов в своем выступлении подчеркнул, что ситуация в сфере ЖКХ остается одной из острейших и волнует граждан страны. «Сегодня первостепенным является максимально безаварийное прохождение отопительного периода. Надо извлечь уроки из минувшей зимы, когда в ряде субъектов тысячи людей оставались без тепла и света», – заявил парламентарий.

«Стратегическая задача — это полномасштабный пересмотр основ функционирования отрасли. Для ее успешного преобразования необходима тесная увязка избранной стратегии с пространственным развитием страны, градостроительными планами и демографическим прогнозом, а также нормативное обеспечение данной стратегии», – уверен Олег Морозов.

По словам председателя Комитета по контролю, серьезной доработки требуют тарифные механизмы, которые порой не согласуются ни с потребностями граждан, ни с их возможностями, а иногда и со здравым смыслом. «Принципиально изменить ситуацию можно, создав комплексную мотивацию для ресурсообеспечивающих компаний к поиску качественных и одновременно низкозатратных решений», – отметил он.

Председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов обозначил две ключевые задачи, которые сейчас стоят перед отраслью ЖКХ: «Первая — это стабильное прохождение этого и следующего отопительного сезона, вторая — программа глобальной модернизации системы ЖКХ, которая жизненно сегодня необходима».

Председатель профильного комитета также подчеркнул важность повышения энергоэффективности и учета ресурсов. «Любой разговор о модернизации системы ЖКХ без решения проблемы энергоэффективности и учета не даст существенного результата. Но это не просто поставить счетчики, а создание системы учета коммунальных ресурсов на всех стадиях от производства до потребления», — заявил Сергей Пахомов.

«Второй блок — это инвентаризация, диагностика, а затем и государственная регистрация прав на объекты и земельные участки под ними. Без этих шагов в сфере ЖКХ не возникнет достоверной оценки потребности во вложениях. В муниципалитетах огромное количество бесхозного имущества, которое сегодня обслуживается без тарифа», — обратил внимание Председатель Комитета по строительству и ЖКХ.

Кроме того, Сергей Пахомов напомнил, что раз тарифы регулирует государство, то и их формирование должно быть единым и понятным для всех — и для жителей, и для инвесторов.

С тем, что главная задача сегодня — это безаварийное прохождение отопительного сезона, согласился Председатель Комитета по энергетике Николай Шульгинов.

«Одной из первоочередных задач Правительства должно стать скорейшее внесение в Государственную Думу проекта федерального закона об административной ответственности субъектов теплоснабжения за неготовность к отопительному периоду и несоблюдение требований к разработке схем теплоснабжения. Не менее важно оперативно принять необходимые подзаконные акты к уже принятому закону без проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. Соблюдение процедуры не должно быть выше целесообразности обеспечения норм энергетической безопасности», — уверен Николай Шульгинов.

Также важно, по словам Председателя Комитета по энергетике, решить проблему увеличения объемов модернизации тепловой инфраструктуры. В своем выступлении на «правительственном часе» Николай Шульгинов обратился к Правительству РФ с предложением при разработке программы модернизации коммунальной инфраструктуры предусмотреть выделение финансирования для реконструкции, капитального ремонта, модернизации объектов когенерации и магистральных сетей. Поскольку более трети общего отпуска тепловой энергии и более четверти протяженности тепловых сетей приходится на эти объекты, повышение надежности их работы должно быть в приоритете, отметил депутат.

Источник: официальный портал Госдумы РФ.