Данчикова Галина Иннокентьевна

Родилась 13 августа 1954 года в селе Хайрюзовка Балаганского района Иркутской области.
Окончила в 1972 году Якутский финансово-кредитный техникум Минфина РСФСР по специальности «Государственный бюджет» с квалификацией "Финансист", в 1985 году – Всесоюзный юридический заочный институт по специальности «Правоведение» с квалификацией "Юрист". В 2001 году защитила в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации диссертацию на тему "Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации (Региональный аспект)".
Кандидат экономических наук.

 
foto-kozak
Окт 11 2017

«Правительственный час» с Дмитрием Козаком. 11 октября 2017 года

Состояние и совершенствование межбюджетных отношений — тема «правительственного часа»  в Государственной Думе  с участием заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака  и министра  финансов РФ  Антона Силуанова.

По принципу справедливости и максимальной прозрачности      

Модернизация межбюджетных отношений и их совершенствование – один из ключевых вопросов повестки  Президента Российской Федерации, обеих палат Парламента и Счетной палаты,  Правительства Российской Федерации. Как отметил Козак: «Ситуация в регионах и выделение межбюджетных трансфертов всегда  вызывали  неподдельный интерес в стенах Государственной Думы». С  2015 года ведется  работа по оценке их состояния,  выработке обновленных правил финансово-бюджетных отношений федерального центра и регионов по принципу справедливости, максимальной прозрачности, ответственности, взаимной предсказуемости и ответственности и федеральных органов государственной власти, и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Президентом России в январе текущего года утверждены Основы государственной политики регионального развития на период до 2025 года. В  настоящее время установлены нормированные расходы по каждому из направлений деятельности органов госвласти субъектов Федерации и органов МСУ. Дмитрий Козак указал на корректность при моделировании межбюджетных отношений,  он пояснил, что при моделировании расходов не учитывались 5 обеспеченных регионов, по остальным применялся комплекс параметров, учитывающий не только нуждаемость, транспортную доступность и социально-экономическую ситуацию, но и эффективность региональных властей. К каждому виду расходов применены свои специфические индексы бюджетных расходов.

По информации докладчика, 57 регионов не смогут покрыть нормативные расходы, модельные бюджеты, 24 из них после получения дотаций на выравнивание по традиционной методике не смогут обеспечить финансирование своих обязательств на среднероссийском уровне, а 28 – в полном объеме обеспечат финансирование своих модельных расходов на этом уровне, 12 регионов – являются донорами. Он также подчеркнул, что имеется ресурс для дополнительной помощи малообеспеченным регионам.

По словам Козака, в настоящее время Минфином РФ создана Государственная автоматизированная система ведения реестров расходных обязательств региональных и местных бюджетов, позволяющая не только Правительству, но и самим регионам оценить свою эффективность и сравнить её с другими территориями.

Он считает, что необходимо существенно изменить подходы оказания помощи из федерального бюджета регионам. Правительство в 2018 году объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности предлагает увеличить на 30,5 млрд рублей, что составит 645 млрд рублей, из которых 440 млрд рублей учтены в бюджете на 2017 – 2019 годы, а резерв 215 млрд рублей предлагается распределить между регионами с учетом результатов мониторинга и финансовой оценки расходных полномочий.

«Именно такой вариант распределения дотаций предложен Правительством во внесенном проекте федерального бюджета на 2018 год», — отметил вице-премьер, напомнив, что такое распределение было ранее одобрено на заседании правительственной комиссии по региональному развитию с участием всех руководителей регионов.

«Конечно, такое решение не безупречно с точки зрения справедливости, все-таки 53,7 миллиарда рублей мы предоставляем тем регионам, которые, в принципе, по их налоговому потенциалу, по уровню доходов могут закрыть все расходы, все обязательства, которые перед ними стоят», — заметил Д.Козак. Но, по его словам, это решение было поддержано, потому что «мы не можем одним махом резко увеличить или уменьшить финансовую помощь» из федерального бюджета. Резкое сокращение региональных расходов возможно только после оптимизации бюджетной сети, оптимизации системы управления, уверен зампред Правительства.

                         О  реструктуризации бюджетных кредитов

Говоря о реструктуризации бюджетных кредитов регионов, Д.Козак сообщил, что Правительство РФ учитывает и ограничение по ставкам у коммерческих банков. По его словам, есть множество примеров, когда можно получить кредит в коммерческом банке под 8,5% годовых, а они до сих пор платят по 14% годовых. В соглашениях о реструктуризации кредитов будет установлено ограничение на эту тему. «Мы проработали с крупными банками, они согласны в принципе предоставлять кредиты для субъектов Федерации и муниципальных образований по ставке «ключевая ставка ЦБ + 1%», — пояснил вице-премьер.

По его словам, по итогам инвентаризации бюджетных кредитов и оценки оставшейся задолженности порядка 110 млрд рублей дотаций, запланированные в бюджете на 2018 год на межбюджетную сбалансированность помогут закрыть потребность регионов, реструктурировать коммерческие кредиты, выплатить зарплату. В ноябре планируется внести в Госдуму проект распределения дотаций.

                                      Что сказала Счетная палата

В рамках осуществления парламентского контроля депутаты заслушали доклад Председателя Счетной палаты РФ Татьяны Голиковой. В своем выступлении она акцентировала  внимание на  проблемах,  не получивших пока решения в бюджете на ближайшие  три года.

В частности, говоря о модельных бюджетах, которые Голикова считает «движением вперед», она отметила несбалансированность бюджетов регионов. По ее словам дефицит по проблемным зонам — здравоохранению, образованию, социальным выплатам, есть  во всех субъектах Федерации.

Диспропорции в обеспечении сбалансированности бюджетов субъектов РФ она продемонстрировала на примере недавно проведенного Счетной палатой аудита в Республике Марий Эл, где основные проблемные зоны и показатели — по росту платных медицинских услуг; по обеспечению порядка 40% льготными лекарствами и рецептами в здравоохранении; по недостаточности субвенций на обеспечение подушевых нормативов в образовании; по росту задолженности при обеспечении детей-сирот жильем; по росту просроченной задолженности капитальных вложений в объекты госсобственности.

Также Татьяна Голикова констатировала рост нарушений со стороны глав регионов, в первую очередь, касающихся несоблюдения подписанных соглашений. По ее мнению, в  вопросах сбалансированности бюджетов субъектов главное другое — требуется инвентаризация действующего законодательства и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, которые устанавливают эти полномочия, причем делают это скрыто  и их не  видно.

Не на должном уровне, по мнению Голиковой, ведется работа по эффективности использования региональных финансов, в том числе, и со стороны контрольных органов, которые эту работу обязаны осуществлять.

О парламентском контроле

Впервые в рамках парламентского контроля на «правительственном часе» председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова сообщила о реализации положений Послания Президента Российской Федерации  Минфином России.

Министерство финансов является соисполнителем по десяти позициям поручений по реализации Посланий Президента, шесть из которых исполнены и четыре находятся в работе. Непосредственным исполнителем Министерство является по трем поручениям.

Первое – проработка вопроса по повышению устойчивости бюджета в бюджетной системе Российской Федерации в части исполнения всех обязательств государства при изменении внешних конъюнктурных факторов, в том числе при изменении цен на нефть, — исполнено. Соответствующий законопроект был Минфином внесен и уже в текущем году принят.

Два других касались разработки предложений совместно с ТПП России в части внесения предложений по оптимизации налогов и других преференций субъектам хозяйственной деятельности с учетом их экономического эффекта, а также по проработке предложений по основным ключевым параметрам налоговой системы на 2019 год и последующие годы. Минфин подготовил предложения, которые были рассмотрены на заседании рабочей группы, соответствующие законопроекты будут внесены в Госдуму: по оптимизации налогов – весной 2018 года и второй — в течение 2018 года.

О чем спросили депутаты?

Парламентарии задали ряд  интересующих их вопросов. В частности, о закредитованности региональных бюджетов и смягчении реструктуризации бюджетных кредитов; о перспективах возврата денег из оффшорных зон и обеспечении жильем детей-сирот; о совместном решении вопросов по наполнению федерального бюджета и о перераспределении налоговых поступлений пропорционально населению, проживающему на территориях; о грантовой поддержке регионам и критериях принятия решений по распределению грантов в расчете на душу населения; о необеспеченности финансирования при перераспределении полномочий с федерального на региональный уровень и работе комиссии по инвентаризации полномочий;  о поощрении регионов; о перспективах для проведения реструктуризации коммерческой задолженности регионов; о льготном коммерческом кредитовании под 9,5%, которая при отсутствии бюджетных кредитов может усугубить рост задолженности и неисполнение обязательств;  о предложении оставлять регионам их доходы и перспективах стимулирования высокодоходных регионов и другие.

О выполнении социальных обязательств и реструктуризации госдолга

На необходимости соблюдения социальных обязательств при формировании бюджетов регионов, реструктуризации государственного долга субъектов Федерации заострил внимание Андрей Исаев (ЕР). По мнению депутата,  необходимо  провести инвентаризацию переданных регионам полномочий с федерального уровня и четко администрировать  финансовое обеспечение таких полномочий. По его словам, самая болезненная часть долгов субъектов Федерации – это коммерческие долги. Для решения этой проблемы он предложил сформировать комиссию и вместе с Правительством РФ оперативно принимать решения.

«Мы, фракция «Единая Россия», предлагаем принять незамедлительное решение о формировании совместной комиссии, в которой от Госдумы вошли бы представители всех фракций, комитетов по бюджету, по региональной политике, Регламенту и контролю, по местному самоуправлению», — сказал А.Исаев, подчеркнув, что проблема несбалансированности региональных бюджетов на сегодняшний день является горящей и такая комиссия должна была бы начать работу «еще вчера». Он напомнил, что сегодня задолженность субъектов составляет в целом по России около 2,2 трлн рублей. «Мы понимаем, что потребуется большая, сложная, кропотливая работа, но работу эту, коллеги, начитать надо», — отметил он и предложил, что со стороны нижней палаты парламента эту комиссию мог бы возглавить один из заместителей Председателя Государственной Думы, а со стороны Правительства — те, кого определит Правительство РФ.

Предложение коллеги поддержал Вячеслав Володин, предложив Александру Жукову стать во главе этой важной для парламентского контроля работы.

0 Комментарии
Поделиться
Нет Комментариев

Оставить комментарий