Данчикова Галина Иннокентьевна

Родилась 13 августа 1954 года в селе Хайрюзовка Балаганского района Иркутской области.
Окончила в 1972 году Якутский финансово-кредитный техникум Минфина РСФСР по специальности «Государственный бюджет» с квалификацией "Финансист", в 1985 году – Всесоюзный юридический заочный институт по специальности «Правоведение» с квалификацией "Юрист". В 2001 году защитила в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации диссертацию на тему "Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации (Региональный аспект)".
Кандидат экономических наук.

 
kva_9445
Июл 06 2019

Галина Данчикова: У малокомплектных школ должны быть критерии и правовой статус

Но ситуация на сегодняшний день такова, что де-факто малокомплектные школы в стране есть, более того, их свыше 8 тысяч,  только в Якутии   около 300, а де-юре нет,  поскольку в нормативно-правовых документах они не прописаны. Поэтому в тех регионах, которые не могут содержать эти образовательные учреждения за счет собственных средств, Минфин РФ считает  затраты на них как нецелевое использование.

Об устранении правовой коллизии и о выработке единых критериев к определению понятия «малокомплектная школа» говорилось на больших парламентских слушаниях «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации». Они прошли 24 июня 2019 года в Государственной Думе под председательством спикера Вячеслава Володина.

В них участвовали более 500 учителей, экспертов, депутатов от всех политических партий, представителей общественных организаций, руководителей надзорных органов, региональных учреждений образования во главе с министром РФ Ольгой Васильевой.

Разговор о малокомплектных школах участвующие в парламентских слушаниях депутат Госдумы РФ от Якутии Галина Данчикова и руководитель Постоянного комитета Госсобрания (Ил Тумэн) по науке, образованию, культуре, средствам массовой информации и делам общественных организаций Феодосия Габышева решили продолжить с профессиональным сообществом республики в Якутске.

img_96165 июля он состоялся на площадке Круглого стола «Малокомплектная школа в Республике Саха (Якутия): состояние, развитие, правовое регулирование», организованного профильным комитетом регионального парламента.

 В нем приняли участие народные депутаты Якутии, руководители, ведущие специалисты министерств, ведомств, представители образовательных учреждений со всей республики. Обсудить актуальный вопрос, волнующий не только учительское сообщество, но и ветеранов педагогического труда, общественность, собралось порядка 120 человек.

Зал на третьем этаже Ил Тумэн не мог вместить всех желающих, поэтому тем, кто задержался к началу заседания, пришлось слушать о чем говорили выступающие в фойе по видеотрансляции.

img_9626Открывая  представительную встречу за Круглым столом, Феодосия Габышева  рассказала, что ей предшествовало, где и когда обсуждались вопросы о малокомплектных школах, кто в них участвовал, какие предложения надо сформировать по итогам парламентских слушаний о мерах по повышению качества образования в нашей стране.

«27 июня состоялось совещание в Министерстве просвещения РФ, где речь шла о кочевых школах, внесении изменений в федеральное законодательство по закреплению особенностей организации общеобразовательных программ для них»,— сказала Феодосия Габышева. По словам парламентария, на повестке стоял вопрос создания современной образовательной модели арктических регионов Российской Федерации. В целях обеспечения здоровья детей, проживающих в Арктике, их равного доступа к качественному образованию, развития детского спорта Якутия выступила с инициативой о разработке проекта федеральной программы «Дети Арктики» и представила лучшую республиканскую практику по организации кочевого образования.

«Все наши предложения, а их было семь, участники совещания поддержали. Буквально вчера я получила предложение войти в состав рабочей группы под руководством Ольги Васильевой по разработке общего пакета предложений», — сказала народный депутат Якутии.

Парламентарий отметила, что на федеральном уровне ведется системная работа, реализуются национальные проекты, в частности, нацпроект «Образование». «В октябре мы с Галиной Иннокентьевной в этом же зале провели первое совещание по вопросам реализации нацпроектов с учетом условий республики. Мы выезжали в Намский район, чтобы на месте обсудить, как  будем его реализовывать».

Выступая на Круглом столе, депутат Госдумы РФ Галина Данчикова акцентировала внимание на острых проблемах, которые волнуют профессиональное сообщество и родителей. К ним относятся обеспеченность школ учителями, особенно в сельской местности, система заработной платы, сокращение лишней отчетности, меры социальной поддержки педагогов, горячее питание для детей.

Депутат напомнила, какие задачи поставил президент страны в сфере образования по реализации национального проекта. Это — вхождение в число 10 ведущих стран по качеству общего образования и воспитание гармоничной, социально ответственной личности. Член думского Комитета по бюджету и налогам подчеркнула, что на реализацию национального проекта «Образование» будет направлено из федерального бюджета 785 млрд рублей. Якутия получит на его выполнение в ближайшие три года более 1 млрд.

img_9566Малокомплектные школы, которых в стране 8164, получили на парламентских слушаниях широкое развитие, считает Галина Данчикова. Говоря о них, Председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что этим вопросом не должны заниматься только регионы, имеющие разную финансовую обеспеченность. По его мнению, с которым согласны депутаты Госдумы, только 13 регионов-доноров могут сами решить проблему малокомплектных школ. Остальным субъектам нужно выработать по ним критерии. Необходимо законодательно прописать, какие образовательные учреждения должны быть отнесены к малокомплектным школам.

«Сформировать критерии, определить правовой статус этой категории учреждений, где в разных регионах здесь учатся от 2-3 учеников до 60-ти и даже 100, нужно очень оперативно — до принятия бюджета на ближайшие три года», — пояснила Галина Данчикова. По мнению депутата, начальная школа должна быть в каждом селе.

img_9587Руководители Министерства образования и науки, Института национальных школ республики, Якутской государственной сельскохозяйственной академии, Улахан-Чистайской средней школы им. Н.С. Тарабукина Момского района, Арбынской средней школы Намского улуса, других образовательных учреждений, ветераны педагогического труда, главы наслегов высказывали опасения о том, что малокомплектные школы могут оказаться в неравных условиях с обычными школами. Там, где мало учеников, учителя преподают по несколько предметов, а это отражается на качестве образования. Поэтому предлагалось создать специальную программу по подготовке универсальных учителей. Вместе с тем, в малокомплектных школах дети обучаются в условиях отсутствия конкуренции, поэтому у них отсутствует мотивация — учиться лучше, и об этом нужно задуматься.

 img_9598Большинство выступающих предлагали взять за критерии такие факторы, как отдаленность, транспортная доступность. В северных и арктических улусах Якутии нет круглогодичного транспортного сообщения, многие населенные пункты находятся от районного центра на расстоянии более 300-400 км.

Народный депутат РС(Я), руководитель профильного комитета Ил-Тумэн Феодосия Габышева озвучила еще два, на которых ориентировалась республика, открывая малокомплектные школы. Это – количество детей, которые могут в них учиться, и наличие естественные преград, что  само по себе исключается.

Депутат Государственной Думы РФ Галина Данчикова убедительно просила участников Круглого стола представить свои предложения по критериям малокомплектных школ уже на это недели, а руководство Института национальных школ Якутии их научно обосновать.

 

 

0 Комментарии
Поделиться
Нет Комментариев

Оставить комментарий