Данчикова Галина Иннокентьевна

Родилась 13 августа 1954 года в селе Хайрюзовка Балаганского района Иркутской области.
Окончила в 1972 году Якутский финансово-кредитный техникум Минфина РСФСР по специальности «Государственный бюджет» с квалификацией "Финансист", в 1985 году – Всесоюзный юридический заочный институт по специальности «Правоведение» с квалификацией "Юрист". В 2001 году защитила в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации диссертацию на тему "Реформирование межбюджетных отношений в Российской Федерации (Региональный аспект)".
Кандидат экономических наук.

 
d25b1723
Мар 28 2017

Огородники и дачники в ожидании нового закона

На площадке Общественной палаты Республики Саха (Якутия) прошло обсуждение проекта федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нем приняла участие депутат Государственной Думы РФ Галина Данчикова.

 К новому закону – особый подход

 Для якутян животрепещущий законопроект имеет исключительно важное значение. За три летних месяца надо собрать на дачных участках плодово-ягодный урожай и вырастить экологически чистые овощные культуры, а это непросто в наших условиях. Кто этим занимается, понимает, насколько выверенным во всех отношениях и приближенным к нуждам людей должен быть новый документ, принимаемый взамен действующего Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан», которому уже 20 лет. Напомним, речь идет о законопроекте № 1160742-6 «О садоводстве, огородничестве, дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подготовленном во исполнение поручения Президента России Владимира Путина правительству РФ № 840 от 14 апреля 2014, которым нужно урегулировать на комплексной, системной основе правоотношения граждан России и юридических лиц, занимающихся такими видами деятельности, как садоводство, огородничество и дачное хозяйство.

Плюсы и минусы

 Законопроект на обсуждение представила и.о. руководителя Аппарата ОП РС(Я) Алла Попова. Обращая внимание на основные принципы, понятия и нормы правового акта о садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве Алла Попова отметила, что данным Управления Росреестра, в Якутии на кадастровом учете состоит свыше 18 тыс. земельных участков, предоставленных под садоводство и ведения дачного хозяйства, из них для дач — 1465, остальные выделены под СОТы.

Для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства вновь создаваемые некоммерческие организации будут обязаны пополнить ряды этих организаций только в форме садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ. В соответствии с законопроектом все ранее действовавшие товарищества, партнерства и объединения не должны проводить перерегистрацию, но свои учредительные документы обязаны привести в соответствие новому закону не позднее 31 декабря 2020 года.

 Законопроект предусматривает обеспечение осваиваемых участков различной коммунальной и дорожной инфраструктурой, а также комплексное благоустройство территорий этих НКО. Но при этом участие государства и муниципалитетов в этом важном мероприятии не прописано.

 В нем обозначены четко три вида взносов: вступительные, членские и целевые. Важная новелла законопроекта касается установления обязанности для не членов садоводческих и огороднических товариществ осуществлять плату за создание и использование имущества общего пользования товарищества в порядке, установленном уставом товарищества.

Есть новеллы, вносимые в виде изменений в действующий Земельный кодекс РФ, которыми установлен предельный размер земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Важной новеллой Земельного кодекса РФ и самого законопроекта является то, что сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территорий садоводческих некоммерческих товариществ, а также использоваться для строительства садового дома, хозяйственных построек и объектов ИЖС на садовом (дачном) участке.

Законодатель в проекте также установил новые сроки переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки для некоммерческих организаций, созданных до дня вступления в силу рассматриваемого закона, он установил этот срок до 31 декабря 2020 года.

 Алла Попова отметила, что многие положения, хорошо зарекомендовавшие себя в ходе реализации 66-ФЗ, перешли в новый законопроект. Это касается органов управления. Также по ее мнению, законопроект надо рассматривать с двух позиций — со стороны уже действующих организаций и объединений граждан и со стороны только создаваемых на пустых земельных участках некоммерческих садоводческих и огороднических товариществ.

По создаваемым «с нуля» садоводческим и огородническим некоммерческим товариществам все понятно. Там действительно изначально будет создано товарищество из числа собственников садовых (дачных) и огородных земельных участков. Сложнее ситуация по действующим СОТам и дачным кооперативам. В составе таких СОТов и дачных кооперативов есть не только собственники садовых (дачных) и огородных земельных участков, но есть также так называемые правообладатели — землевладельцы, землепользователи и даже арендаторы существующих земельных участков.

Проблема в том, что не все действующие организации имеют установленные границы. В ГО «Город Якутск» эта работа раньше проводилась, но охвачены были не все СОТы и дачные кооперативы, или же работы не доведены до логического завершения.

 По мнению представителя Общественной палаты РС(Я), законопроектом должна быть предусмотрена государственная (муниципальная) поддержка для проведения комплексных кадастровых работ по установлению границ уже существующих и впоследствии реорганизуемых СНКО и ОНКО. Наличие отсылочных норм, в соответствии с которыми законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами можно предусмотреть меры поддержки, является самым слабым звеном обсуждаемого документа.

 Кроме этого, необходимо пересмотреть структуру законопроекта, доработать понятийный аппарат, применение терминов «садоводство», «огородничество» и «дачное хозяйство». В документе нет четкого отличия садовых домов и садовых участков от дачных домов и дачных участков. Следует исключить из текста законопроекта понятие «дача», считает Попова, которая привела другие аргументы в отношении того, что многие нормы проекта закона следует пересмотреть или конкретизировать.

 Без поддержки как без воды

За сохранение права органов государственной власти и местного самоуправления осуществлять поддержку некоммерческих объединений садоводов выступила председатель ЯРО ООО «Союз садоводов России», доверенное лицо Главы республики Вера Устинова, которая сказала:

— Даная норма содержится в главе VIII действующего сегодня Федерального закона № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». К сожалению, новый законопроект в отличие от действующего не устанавливает формы поддержки садоводов, огородников, дачников, которые просто необходимы. Без них люди не смогут провести инженерное обустройство своих участков. Вера Устинова предложила внести в новый законопроект пункт по порядку проведения инженерного обустройства садоводческих и дачных некоммерческих объединений в рамках реализации государственных программ и муниципальных программ инженерного обустройства территорий населенных пунктов для жилищного строительства. Кроме этого, она настаивает на том, что нужно принимать аналогичный закон на региональном уровне

Равные возможности для всех

 Обсуждаемый законопроект вызывает беспокойство огородников и дачников, интересы которых отстаивает и председатель Комиссии по вопросам агропромышленного комплекса, земельным отношениям и развитию села ОП РС(Я) Станислав Тоскин. Ссылаясь на статью 19 Конституции РФ, которая гласит о том, что «Все равны перед законом и судом», а это означает, что принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации, должен соблюдаться в отношении лиц, принадлежащих к одной и той же категории. Другими словами садоводы и дачники ничем не отличаются от огородников. Поэтому, когда одним предоставляется право размещать на своих земельных участках объекты индивидуального жилищного строительства, например, дачные дома, а другим нет, возникает правовая коллизия, связанная с ограничением прав граждан.

 Много вопросов существует по землям сельскохозяйственного назначения и землям лесного фонда, использование которых для садоводства, огородничества и дачного хозяйства не допускается. Если статьями 29, 32 и 35 Проекта ФЗ о садоводстве это запрещено, то возникает вопрос: из каких фондов должны предоставляться земельные участки некоммерческим организациям, создаваемых гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, о которых в проекте Федерального закона ничего не говориться, справедливо констатирует Станислав Иванович. На это обратил внимание член Общественной палаты Михаил Михайлович Федоров, отметивший слабые стороны документа, в котором не указаны виды разрешенного использования земель под садоводство, огородничество и дачное хозяйство. По проекту непонятно, чем вообще одно от другого отличается, подчеркнул он.

 На все про все две недели

 Участники общественного обсуждения пришли к выводу, что проект требует серьезной доработки. Депутат Государственной Думы Галина Данчикова с общественниками согласилась, сказав, что сегодня в обсуждении законопроекта активно участвует население субъектов страны.

Депутат отметила, что новый закон ждут миллионы граждан страны. В рамках первого чтения законопроект вызвал бурное обсуждение парламентариев, по проблемным моментам мнения прозвучали разные. Но все были единодушны в одном — новый закон призван объединять людей, даст новые возможности садоводам, огородникам и дачникам, всем, кто работает на земле, кто кормит себя экологически чистыми продуктами. Как сказал Олег Валенчук, эти люди дают уроки патриотического воспитания и любви к земле своим детям — а что может быть важнее деятельного патриотизма, любви к земле и её плодам!

—Документ принят в первом чтении 13 марта, — напомнила депутат.— На его доработку отведено 30 дней, из которых практически половина уже прошло. Регионы должны не просто представить поправки, но и их аргументировать. Причем все предложения предстоит отработать с автором законопроекта — Правительством РФ. Из состоявшегося обсуждения надо сделать вывод, что понятийный аппарат требует уточнения в рамках второго чтения. Поэтому юристам, экономистам, общественникам, отстаивающим интересы населения, нужно поработать над поправками в оставшееся время»

Галина Данчикова подчеркнула, что закон не может быть прописан для отдельно взятого субъекта. Но постатейно многие нюансы нововведений можно отразить, сказала депутат.

0 Комментарии
Поделиться
Нет Комментариев

Оставить комментарий